Новости, Корреспондент "КП"-Волгоград", как и герои передачи Малахова, решили пощекотать нервы

Корреспондент "КП"-Волгоград", как и герои передачи Малахова, решили пощекотать нервы

27 августа 2010

Корреспондент "КП"-Волгоград", как и герои передачи Малахова, решили пощекотать нервы   

Погиграф, он же детектор лжи, - маленькая и совсем не страшная коробочка. С одной стороны из хитроумного прибора торчат несколько разноцветных проводов, уходящих в неизвестность - под стол к эксперту. В другую сторону выведены пять датчиков: три с липучками для фиксации, чтобы закреплять устройство на пальцах, и два с блестящей цепочкой - они замеряют дыхание.

Прибор преобразовывает все поступающие импульсы, а потом выдает реакцию в виде скачущих линий на монитор. А уж специалист делает вывод - говорит человек правду или лукавит. Вот так и открываются самые потаенные уголки человеческой души.

Именно этим способом в популярной передаче «Детектор лжи» выводят на чистую воду участников. Один коварный вопрос - и умная машина открыла истинное лицо человека.

Сегодня в качестве жертвы выступаю я. Правда, не в кресле у Малахова, а в местном отделе криминалистики. Но от этого не менее страшно. Вдруг сболтну лишнее?

Хотя чего раньше времени паниковать? Вон в Интернете тысячи способов, как обмануть полиграф. Можно подложить кнопку в ботинок, чтоб в нужный момент наступить и отвлечься на болевое ощущение. Или вспоминать во время теста таблицу умножения. Можно считать мух и рассматривать воображаемые точки на стенах или думать о чем-то приятном. А еще неплохо выпить перед проверкой чашечку кофе, чтоб нервы были покрепче, или таблетку успокоительного - тогда никакие скачки дыхания и пульса точно не грозят.

- Ну, скажу по секрету, что все это ерунда, - сразу же развеял мои надежды Денис Кунин, старший референт отдела криминалистики СУ СК при прокуратуре РФ по Волгоградской области СКП. - Во-первых, сам прибор реагирует на малейшие изменения в показаниях по пяти пунктам, а все их контролировать невозможно. А во-вторых, во время теста нельзя вертеть головой в разные стороны, говорить, смеяться и делать посторонние движения. А все артефакты - попытки отвлечься от теста - очень хорошо видны со стороны. На них делается скидка. А еще в помещении не должно быть посторонних людей и звуков.

Просветил меня эксперт. И принялся за работу. Оказывается, по закону испытуемый должен знать, о чем его будут спрашивать во время работы полиграфа. А вот личные и интимные вопросы задавать нельзя. Они слишком значимы для человека. Ты еще не успел ответить, а прибор уже выдал колебания графиков. Так что определить, изменяешь супругу или нет - невозможно. Сама тема очень коварная и не оставляет народ равнодушным.

- На обработку теста уходят сутки. Только после этого можно сделать вывод - скорее да, чем нет, или наоборот. Конкретно «правда», «ложь» мы не говорим, - делится тонкостями работы Денис и принимается закреплять на мне датчики.

Первые два на груди и на животе: они будут мерить мое дыхание. На указательный и безымянный палец прицепили датчики кожногальванической реакции. Они контролируют импульсы тока в коже, а не потоотделение, как принято считать. Оказывается, это вовсе и не показатель. На среднем пальце закрепляют датчик фотоплетизмограммы, то есть сердечной деятельности. Он будет подсчитывать пульс.

- Током не бьет, на половые функции не влияет, в тюрьму после теста не сажают, - подбодрил эксперт. - Сама процедура длится не более трех-четырех минут. В кабинете комфортно? Датчики не жмут, не давят?

Вот это сервис! И кондиционер включили, и о моем самочувствии заботятся. Интересно, тем, кто попадает в этот кабинет в качестве подозреваемых, так же весело?

- И еще момент - для чистоты эксперимента я задам один свой коварный вопрос, - криминалист сурово прищуривается.

Веселье словно рукой сняло. Перед глазами проносятся все грехи. Я всегда знала, что рано или поздно за мной придут. Но явилась сама. На глазах наворачиваются слезы. Ладони начинают потеть, а пульс вместо среднего прослушивается на всех пальцах. В гнетущей тишине раздается голос «экзаменатора».

- Ваше имя Елена?

Только и всего?

- Да, - отвечаю твердо и уверенно, но на всякий случай краем глаза пытаюсь заглянуть на экран.

Интересно, что там эта коробочка послала на монитор? А то решит подшутить. Она меня, может быть, за какую-нибудь Розамунду приняла? В голову лезут дурные мысли. Стена начинает тихонько плыть перед глазами. Ощущение, как на экзамене, когда не знаешь билет и собираешься вытащить шпаргалку. На карту поставлено все.

А вопросы следуют один за другим. И ни секунды, чтобы расслабиться.

- Вы когда-либо использовали служебное положение в личных целях?

- Да (но чуть-чуть, не во вред окружающим).

Тут в кабинете появляется посторонний звук. Что-то тихонько шумит. Должно быть, холодильник. Тогда почему я его не заметила? Неужели эта коробочка так громко преобразовывает мои импульсы?

- Вы когда-либо поделывали документы?

- Да (печать на пропуске в общежитие).

- Хотите ли вы попасть в кресло редактора?

- Да (в конце концов, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом).

- Мечтали когда-нибудь уехать жить за границу?

- Нет (мне и тут недурно живется).

- Как вы думаете, вы самая красивая?

- Нет. Зато я веселая, - комментирую ответ и тут же получаю замечание.

Именно такие моменты эксперты называют артефактом. Кривая на мониторе зашкаливает.

 Лукавишь! - посмеивается эксперт. - Но ответ не считается. Ты отвлеклась. И такие вопросы задавать нельзя. Слишком личностный. Да к тому же любая девушка к нему относится ревностно. Так что расслабься. Продолжим.

- Вы считаете, что блондинкам живется проще?

- Да (расскажешь анекдот про блондинку - и к тебе сразу проявляют снисхождение).

- Вы когда-либо использовали мужчин в своих личных целях?

- Да (сумку донести, гвоздь прибить).

- Симулируете ли вы головную боль, когда не хотите заниматься сексом?

- Нет (хи-хи).

- У вас два кандидата в мужья: первый - с достатком, но вы его не любите. Второй - беден, как церковная мышь, но есть любовь. Вы пойдете за второго?

- Да.

И тут датчик снова уловил неправду. Опять прокололась.

- Вы когда-нибудь обманывали своих близких? - раздается последний неожиданный вопрос.

- Да (Ой, мамочка, прости).

Тест окончен. К слову сказать - это были самые длинные четыре минуты в моей жизни. Не хотела бы я оказаться в этом кабинете в качестве подозреваемого.

А вот вероятность теста вышла всего 70 процентов. Оказалось, у меня не было мотивации на проведение данного исследования.

- Зато в целом полиграф подтвердил, что, скорее всего, ты говоришь правду,- резюмировал Денис Кунин.

И все-таки полиграф хоть разок, но прокололся - на вопросе, где я мысленно захихикала. Конечно, как сказал бы мой эксперт - формулировка была некорректная, очень уж интимной области касалась. Но все же, отвечая «нет», я покривила душой, а кривая «графика правды» не поползла вверх.

На самом деле этот опыт показал, что обмануть полиграф в принципе невозможно. Ведь он не устанавливает истину и не разоблачает ложь. Это медико-биологический прибор, который просто фиксирует - есть реакция или нет. А выводы делает уже специалист. Так что все, что происходит в популярной передаче Малахова, - обыкновенное шоу. Вопросы там некорректные, а выводы безапелляционные. И никакой тебе чистоты эксперимента.

Источник: http://www.volgograd.kp.ru

HostCMS